Как поступать христианину, если ему рекомендуют читать молитву задержания? Прежде всего, надо помнить,что никакая молитва не имеет силы, если она совершается без сердечного чувства, и это не изменит никакой порядок совершения молитвы.
Нужно понять, что Бог есть любовь, а любовь не мыслит зла никому. Поэтому все, случающееся с человеком, надо воспринимать как действие особого Божественного промысла, который ведет человека по очень узкому и тернистому пути ко спасению. Зло побеждается не желанием зла, а тем, что мы обращаемся к Богу, прося измениться нам самим».
Протоиерей Андрей Ефанов, настоятель Воскресенского храма с. Болотново Киншемской епархии. Автор телеграм-канала Chudo-iva
В редакцию портала «Иисус» обратился наш читатель Сергей
с вопросом о молитве задержания из сборника «Щит духовный». Канонична
ли эта молитва? Не противоречит ли она заповеди о любви к врагам? Можно
ли вообще молиться подобным образом?
Собрали пастырские
мнения об этой молитве. Однако разговор получился гораздо шире: о
языческом и евангельском мировоззрениях, привычных ошибках и лицемерии.
Молитва задержания. Приписывается старцу Пансофию Афонскому
Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим.
Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их.
Ты некогда вещал пророку Исаии: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.
Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды.
И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву.
И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы вокруг стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.
Так и ныне, разруши злые хотения и требования всех осуждающих мя , загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на мя, и всех хулящих и унижающих мя.
Так и ныне, наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.
Не Ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла.
Смягчи сердца всех противоборствующих благу и достоинству Церкви Христовой. Поэтому да не умолкнут уста Мои для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих. И да исполнятся вся благая начинания наши и желания.
К вам, праведницы и молитвенницы Божии, наши дерзновенные предстателие, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествие иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвою моей, с моим прошением.
И Ты, преподобный великий Елий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. Огради дом мой, в коем я живу, в круге молитв твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страхования.
И ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью; ныне окрест келии моей и дома (моего) сего удержи за оградою его вся сопротивныя силы и всех хулящих имя Божие и презирающих мя.
И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей тоя деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнати мя из града сего и погубити мя: не допускай им приближатися к дому сему, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судия Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва сия, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их».
И Ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение пред Господом предстательствовать о страждущих от козней диавольских. Моли Бога о мне, да оградит Он мя от козней сатанинских.
И Ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы запрещения над нападающими на меня и отжени все козни диавольские от мене.
И вы, вси святии земли Российстей, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни — досадити мне и погубити мя и достояние мое.
И Ты, великий и грозный страже, архистратиже Михаиле, огненным мечом посекаяй все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубити мя. Стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.
И Ты, Владычице, не напрасно именуемая «Нерушимой стеной», буди для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне, воистинну некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей мя от всякого зла и тяжких обстояний.
Источник: «Полный православный молитвослов»
Не пренебрегать, а исправить
«Не вижу ничего положительного в том, что молитва задержания помещена в молитвенный сборник „Щит духовный“. Это очень поздний сборник, составители которого не вполне понимали, для чего существует молитва. Там же написано, что святой Василий Великий помогает от зубной боли, и тому подобное.
Молитва задержания, как мне кажется, довольно позднее молитвенное творчество. Что-то в ней, наверное, содержательно неплохо: попытка вспомнить примеры, когда Господь защищал от нападения. В то же время какие-то моменты неприемлемы.
В молитвенной традиции встречаются вещи неприемлемые, но в тоже время принятые. Например, говорить Богородице „не имамы иныя помощи и надежды“ нельзя, потому что Христос наша надежда. Здесь явное поэтическое преувеличение, но эта молитва очень любима верующими.
Так что, с богословской точки зрения в молитве задержания есть явные ошибки. Но можно ли ее читать — вопрос спорный. Лучше не пренебрегать ею, а переиздать с корректировками, чтобы молитва была каноничной».
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии и Российского православного университета
Главное — не лицемерить
«Молитва задержания — один из примеров народного творчества. В ее основе нет духовной традиции.
В псалмах тоже выражаются разные идеи: например, „осуди Господи, обидящих меня, побори борющихся со мною“ (Пс. 34). Главное, чтобы человек выражал свои мысли искренне перед Богом, а не лицемерил».
Архимандрит Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик УПЦ МП на Луганщине. Автор телеграм-канала o.thg
Зло не побеждается желанием зла
«Прежде чем говорить о молитве задержания, стоит поговорить об авторе этой молитвы. Православный календарь не знает преподобного Пансофия Афонского, которому приписана данная молитва. В русскоязычном поисковике нельзя найти ни годы жизни этого человека, ни его житие, ни даже иконы. Неизвестно, жил ли он на самом деле.
Сам текст молитвы весьма и весьма сомнителен. Молитва задержания — это не молитва вовсе, а классическая форма заговора. Существует мнение, что молитва сама по себе имеет некую особую силу, что это не обращение к Богу, Пресвятой Богородице или святым, а самостоятельная энергия, которая при правильном использовании может воздействовать на природу и людей.
Поэтому и молитве задержания приписываются определенные требования. Например, рекомендуется читать ее 40 раз в течение 9 дней подряд либо в определенные дни: мужчинам в понедельник, среду и пятницу, а женщинам — во вторник, четверг и субботу. В воскресный день читать эту молитву запрещается. Также необходимо молиться перед некой самочинной иконой, на которой изображены упомянутые святые.
Называть это молитвой можно только условно. Первая часть этого заговора — восхваление Бога, который совершал чудеса, а далее следуют просьбы, чтобы Бог наказал тех, кто проявил недоброжелательность. Мы слышим: „разруши злые хотения, задержи, замедли замыслы против нас, смягчи сердца противоборствующие“. Возникает чувство, что мы праведны и святы, мы делаем все так как надо, а вокруг — полчища злых людей, которые желают нам зла и препятствуют нашей добродетельной жизни. И всем Господь должен закрыть рты, должен всех переделать так, чтобы нам жилось комфортно, чтобы у нас было все было хорошо.
В этой молитве нет любви, нет сострадания к тем, кто вольно или невольно приносит боль.
Кроме того, здесь используются еще одни слова, которые окончательно превращают эту молитву в магический заговор: „Наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих“. Получается, мы желаем зла, а не просвещения тем, кто по какому-то недомыслию или иным причинам делает нам, зло. А именно, ослепления этих людей.
Последняя часть заговора перечисляет очень много святых, которые должны, по мнению молящегося (а точнее, читающего заговор), помогать в его стремлении жить комфортно, без трудностей и искушений. И здесь среди слов, в той или иной степени напоминающих молитву, есть призыв архистратигу Божию Михаилу: „посекаяй все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубити мя“. Вновь звучит призыв к тому, чтобы Господь, Его ангелы и Его святые боролись на стороне читающего данный заговор.
Но кто сказал, что он сам поступает правильно? Почему Божия сила должна действовать на стороне этого человека? Может, окружающие делают зло лишь в его представлении, а трудности происходят по причине слабости его духовной жизни, его ошибок. Может, Господь посылает скорби и испытания человеку для того, чтобы тот вооружился и боролся со злом, искореняя его, прежде всего, в самом себе.
Возникает чувство, что мы праведны и святы, мы делаем все так как надо, а вот вокруг — полчища злых людей, которые желают нам зла и препятствуют нашей добродетельной жизни.
В этой молитве или заговоре нет любви, нет сострадания к тем, кто вольно или невольно приносит боль этому человеку. Также здесь отсутствует покаяние и смирение, осознание того, что молящийся сам может быть невольным источником зла. Все выглядит так, будто я свят и праведен, а против меня ополчились злые враги, видимые и невидимые.
Такой дух совершенно далек от смиренного покаянного чувства христианина. Читать эту молитву может только лишь тот, кто только-только встал на путь христианства и принес с собой в Церковь магическое восприятие духовного мира, языческий образ мышления — совершенно неблизкий тому, кто просветил себя светом Евангелия. Кто осознает, что самое большое зло в мире исходит от него самого, что любое зло нужно начинать разрушать с собственных поступков, а об обидящих и ненавидящих, о врагах следует молиться, желая им спасения и помощи.
Как поступать христианину, если ему рекомендуют читать молитву задержания? Прежде всего, надо помнить,что никакая молитва не имеет силы, если она совершается без сердечного чувства, и это не изменит никакой порядок совершения молитвы. Нужно понять, что Бог есть любовь, а любовь не мыслит зла никому. Поэтому все, случающееся с человеком, надо воспринимать как действие особого Божественного промысла, который ведет человека по очень узкому и тернистому пути ко спасению. Зло побеждается не желанием зла, а тем, что мы обращаемся к Богу, прося измениться нам самим».
Протоиерей Андрей Ефанов, настоятель Воскресенского храма с. Болотново Киншемской епархии. Автор телеграм-канала Chudo-iva