пятница, 18 сентября 2020 г.

Молитва задержания. Экспертное мнение протоиерея Андрея Ефанова

 


Как поступать христианину, если ему рекомендуют читать молитву задержания? Прежде всего, надо помнить,что никакая молитва не имеет силы, если она совершается без сердечного чувства, и это не изменит никакой порядок совершения молитвы.
 

 Нужно понять, что Бог есть любовь, а любовь не мыслит зла никому. Поэтому все, случающееся с человеком, надо воспринимать как действие особого Божественного промысла, который ведет человека по очень узкому и тернистому пути ко спасению. Зло побеждается не желанием зла, а тем, что мы обращаемся к Богу, прося измениться нам самим».

Протоиерей Андрей Ефанов, настоятель Воскресенского храма с. Болотново Киншемской епархии. Автор телеграм-канала Chudo-iva

 Читать на портале "Иисус"

В редакцию портала «Иисус» обратился наш читатель Сергей с вопросом о молитве задержания из сборника «Щит духовный». Канонична ли эта молитва? Не противоречит ли она заповеди о любви к врагам? Можно ли вообще молиться подобным образом?

Собрали пастырские мнения об этой молитве. Однако разговор получился гораздо шире: о языческом и евангельском мировоззрениях, привычных ошибках и лицемерии.

Молитва задержания. Приписывается старцу Пансофию Афонскому

Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим.

Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их.

Ты некогда вещал пророку Исаии: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. 

Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды. 

И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву. 

И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы вокруг стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.

Так и ныне, разруши злые хотения и требования всех осуждающих мя , загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на мя, и всех хулящих и унижающих мя.

Так и ныне, наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.

Не Ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла. 

Смягчи сердца всех противоборствующих благу и достоинству Церкви Христовой. Поэтому да не умолкнут уста Мои для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих. И да исполнятся вся благая начинания наши и желания.

К вам, праведницы и молитвенницы Божии, наши дерзновенные предстателие, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествие иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвою моей, с моим прошением.

И Ты, преподобный великий Елий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. Огради дом мой, в коем я живу, в круге молитв твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страхования.

И ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью; ныне окрест келии моей и дома (моего) сего удержи за оградою его вся сопротивныя силы и всех хулящих имя Божие и презирающих мя.

И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей тоя деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнати мя из града сего и погубити мя: не допускай им приближатися к дому сему, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судия Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва сия, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их». 

И Ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение пред Господом предстательствовать о страждущих от козней диавольских. Моли Бога о мне, да оградит Он мя от козней сатанинских.

И Ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы запрещения над нападающими на меня и отжени все козни диавольские от мене.

И вы, вси святии земли Российстей, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни — досадити мне и погубити мя и достояние мое.

И Ты, великий и грозный страже, архистратиже Михаиле, огненным мечом посекаяй все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубити мя. Стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.

И Ты, Владычице, не напрасно именуемая «Нерушимой стеной», буди для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне, воистинну некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей мя от всякого зла и тяжких обстояний.

Источник: «Полный православный молитвослов»

 Не пренебрегать, а исправить

«Не вижу ничего положительного в том, что молитва задержания помещена в молитвенный сборник „Щит духовный“.  Это очень поздний сборник, составители которого не вполне понимали, для чего существует молитва. Там же написано, что святой Василий Великий помогает от зубной боли, и тому подобное.

Молитва задержания, как мне кажется, довольно позднее молитвенное творчество. Что-то в ней, наверное, содержательно неплохо: попытка вспомнить примеры, когда Господь защищал от нападения. В то же время какие-то моменты неприемлемы.

В молитвенной традиции встречаются вещи неприемлемые, но в тоже время принятые. Например, говорить Богородице „не имамы иныя помощи и надежды“ нельзя, потому что Христос наша надежда. Здесь явное поэтическое преувеличение, но эта молитва очень любима верующими. 

Так что, с богословской точки зрения в молитве задержания есть явные ошибки. Но можно ли ее читать — вопрос спорный. Лучше не пренебрегать ею, а переиздать с корректировками, чтобы молитва была каноничной».

Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии и Российского православного университета

 

Главное — не лицемерить

«Молитва задержания — один из примеров народного творчества. В ее основе нет духовной традиции. 

В псалмах тоже выражаются разные идеи: например, „осуди Господи, обидящих меня, побори борющихся со мною“ (Пс. 34). Главное, чтобы человек выражал свои мысли искренне перед Богом, а не лицемерил».  

Архимандрит Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик УПЦ МП на Луганщине. Автор телеграм-канала o.thg

Зло не побеждается желанием зла

«Прежде чем говорить о молитве задержания, стоит поговорить об авторе этой молитвы. Православный календарь не знает преподобного Пансофия Афонского, которому приписана данная молитва. В русскоязычном поисковике нельзя найти ни годы жизни этого человека, ни его житие, ни даже иконы. Неизвестно, жил ли он на самом деле. 

Сам текст молитвы весьма и весьма сомнителен. Молитва задержания — это не молитва вовсе, а классическая форма заговора. Существует мнение, что молитва сама по себе имеет некую особую силу, что это не обращение к Богу, Пресвятой Богородице или святым, а самостоятельная энергия, которая при правильном использовании может воздействовать на природу и людей. 

Поэтому и молитве задержания приписываются определенные требования. Например, рекомендуется читать ее 40 раз в течение 9 дней подряд либо в определенные дни: мужчинам в понедельник, среду и пятницу, а женщинам — во вторник, четверг и субботу. В воскресный день читать эту молитву запрещается. Также необходимо молиться перед некой самочинной иконой, на которой изображены упомянутые святые.

Называть это молитвой можно только условно. Первая часть этого заговора — восхваление Бога, который совершал чудеса, а далее следуют просьбы, чтобы Бог наказал тех, кто проявил недоброжелательность. Мы слышим: „разруши злые хотения, задержи, замедли замыслы против нас, смягчи сердца противоборствующие“. Возникает чувство, что мы праведны и святы, мы делаем все так как надо, а вокруг — полчища злых людей, которые желают нам зла и препятствуют нашей добродетельной жизни. И всем Господь должен закрыть рты, должен всех переделать так, чтобы нам жилось комфортно, чтобы у нас было все было хорошо.

В этой молитве нет любви, нет сострадания к тем, кто вольно или невольно приносит боль. 

Кроме того, здесь используются еще одни слова, которые окончательно превращают эту молитву в магический заговор: „Наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих“. Получается, мы желаем зла, а не просвещения тем, кто по какому-то недомыслию или иным причинам делает нам, зло. А именно, ослепления этих людей.

Последняя часть заговора перечисляет очень много святых, которые должны, по мнению молящегося (а точнее, читающего заговор), помогать в его стремлении жить комфортно, без трудностей и искушений. И здесь среди слов, в той или иной степени напоминающих молитву, есть призыв архистратигу Божию Михаилу: „посекаяй все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубити мя“. Вновь звучит призыв к тому, чтобы Господь, Его ангелы и Его святые боролись на стороне читающего данный заговор.

Но кто сказал, что он сам поступает правильно? Почему Божия сила должна действовать на стороне этого человека? Может, окружающие делают зло лишь в его представлении, а трудности происходят по причине слабости его духовной жизни, его ошибок. Может, Господь посылает скорби и испытания человеку для того, чтобы тот вооружился и боролся со злом, искореняя его, прежде всего, в самом себе.

Возникает чувство, что мы праведны и святы, мы делаем все так как надо, а вот вокруг — полчища злых людей, которые желают нам зла и препятствуют нашей добродетельной жизни. 

В этой молитве или заговоре нет любви, нет сострадания к тем, кто вольно или невольно приносит боль этому человеку. Также здесь отсутствует покаяние и смирение, осознание того, что молящийся сам может быть невольным источником зла. Все выглядит так, будто я свят и праведен, а против меня ополчились злые враги, видимые и невидимые. 

Такой дух совершенно далек от смиренного покаянного чувства христианина. Читать эту молитву может только лишь тот, кто только-только встал на путь христианства и принес с собой в Церковь магическое восприятие духовного мира, языческий образ мышления — совершенно неблизкий тому, кто просветил себя светом Евангелия. Кто осознает, что самое большое зло в мире исходит от него самого, что любое зло нужно начинать разрушать с собственных поступков, а об обидящих и ненавидящих, о врагах следует молиться, желая им спасения и помощи.

Как поступать христианину, если ему рекомендуют читать молитву задержания? Прежде всего, надо помнить,что никакая молитва не имеет силы, если она совершается без сердечного чувства, и это не изменит никакой порядок совершения молитвы. Нужно понять, что Бог есть любовь, а любовь не мыслит зла никому. Поэтому все, случающееся с человеком, надо воспринимать как действие особого Божественного промысла, который ведет человека по очень узкому и тернистому пути ко спасению. Зло побеждается не желанием зла, а тем, что мы обращаемся к Богу, прося измениться нам самим».

Протоиерей Андрей Ефанов, настоятель Воскресенского храма с. Болотново Киншемской епархии. Автор телеграм-канала Chudo-iva