На вопросы портала Православие и мир
о тех изменениях, которые произошли в последние годы в Церкви и как
это заметно на примере Страстной седмицы и праздновании Пасхи Христовой
отвечает секретарь Епархиального
Совета, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Кинешемской епархии Ивановской митрополии протоиерей Андрей Ефанов
В 80-е годы в храм, конечно, на
Пасху людей приходило много. А вот на Страстной в храм ходили в основном
только те люди, которые посещали церковь постоянно – как правило, это
знакомый круг воцерковленных прихожан. Страстная неделя в основном
проходила мимо нецерковных людей.
В 90-е годы люди «увлеклись»
православием – стали интересоваться, чаще ходить в храмы. Но многие
отнеслись к этому поверхностно, отошли от Церкви и остались только те,
для кого православие стало частью жизни, а не просто увлечением.
Следующее поколение прихожан – это
первое десятилетие нашего XXI века. В этот период произошел определенный
спад, и людей в храм стало ходить меньше. Но каждый приходящий в храм
стал относиться к своему посещению храма, к своей духовной жизни более
осознанно, ответственно. А вот в последнее время, уже в наши дни, я не
замечаю спада – наоборот, постепенно идет прирост прихожан в городах, да
и в селах тоже. И это несмотря на то, что села сами по себе вымирают.
Вообще хотелось бы отметить, что в
последние 15-20 лет храмы в основном посещают представители, скажем так,
гуманитарной интеллигенции. В городах, конечно, образованных людей
гораздо больше. В селах это учителя и, может быть, люди, переехавшие из
городов в деревню. Сейчас это распространенное явление – таких людей
немного, но они есть почти на каждом приходе.
Я знаю, что нередко люди приезжают в
село, чтобы просто пообщаться со священником. Вроде бы в городе есть
рядом храм, но не всегда есть такое общение.
У нас в благочинии, например, есть один священник – к его храму даже нет асфальтовой дороги. Но люди приезжают к нему несколько раз в год и из областного центра, и из Москвы – пообщаться, спросить совета. Таких людей, думающих, ответственно относящихся к своей жизни, в том числе и духовной – становится больше.
А вот молодежь очень медленно
приходит в храм. Это вообще беда – то, что в наших храмах мы почти
практически ничего не можем дать молодежи. Редкий священник умеет
работать с молодыми людьми – для этого нужно обладать особым талантом.
Сейчас на Страстной неделе прихожане
не просто стали чаще ходить на службу, а даже просят служить ежедневно.
Несколько лет назад люди говорили: «Мы так устанем на Пасху, давайте
начнем службы с Великой Среды, а в понедельник-вторник отдохнем». А вот
сейчас люди относятся ко всем службам трепетно и не хотят лишать себя
возможности присутствовать на этих богослужениях. Таких людей, конечно,
немного, но это как раз та самая «соль земли». Идет очень медленный
процесс «собирания камней». В свое время их легко разбросали, а теперь
медленно-медленно, по крупицам, мы их начали собирать.
Меньше стало тех самых, простите,
зевак, которые приходили к началу службы для развлечения. Раньше, я
помню, молодежь приходила на ночную пасхальную службу сразу после
дискотеки. Может, какое-то зерно в их души заронилось, но все-таки, как я
понял, им это ежегодное развлечение надоело, и они стали приходить
реже.
А вот людей, которые остаются до
конца службы, которые готовятся к Причастию в этот день, – становится
больше. Среди них есть и молодежь, и те, кто, может быть, не каждое
воскресенье приходит в храм, но бывает на службах, не очень часто, но
причащается. К Пасхе они готовятся серьезно – постятся, исповедуются. И
вот эта подготовка делает для них Пасху значимым событием в их жизни, а
не просто развлечением на какой-то короткий срок.
Раньше бывало, кого-нибудь
поприветствую «Христос воскресе!» на Светлой неделе, а мне говорят: «Так
Пасха уже прошла». Но это только раньше мне люди так отвечали. Сейчас
люди знают, что Пасха идет 40 дней. То есть теперь для них Пасха – это
не какое-то кратковременное явление, а часть их жизни.