Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
(1 Ин. 3:1)
Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этими
радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас,
дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.
Праздником праздников и торжеством из торжеств именует
Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя
Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо«настолько
Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но
даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит
звезды» (Слово 45. На Святую Пасху). В славном Воскресении Господа
Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого
рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и
мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни
умещается всего в два слова. «Христос воскресе! — Сказав сие, что могу сказать более? Все сказано!» — восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).
История
человечества после грехопадения Адама — это история непрерывной борьбы
добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою
жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть.
Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил
и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть
это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку
исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как
говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).
Иными словами,
Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому
была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с
Богом. Пасха — это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Но что значит
праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем
от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»,
когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из
нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во
Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия
превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам
и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть
отныне для нас, христиан, — более не разлука, но радостная встреча и
чаемое воссоединение с Богом.
Христос, первенец из умерших (1
Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и
смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать
всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером
собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).
Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол.
3:14), — это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С
переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша
вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией
достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет
(1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.
Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические
опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это
любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к
недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая
превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в
рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный
подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность
отвечать любовью на ненависть и добром на зло.
Именно такую
любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные
унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и
все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего
человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни
мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не
столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый
источник которых — Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и
действенное средство противления греху и неправде — наша искренняя и
исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего — молитва соборная,
возносимая в храме за богослужением, наипаче же — приобщение Телу и
Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.
Переживая ныне
великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом
Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной
вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние
Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Превосходящий
всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет
неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая
причастниками и наследниками Небесного Царствия.
Радуйтесь, дорогие мои, ибо
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Пасха Христова, 2016 год