вторник, 1 сентября 2015 г.

Обсуждаем проект документа "О церковном браке"

Священнослужители Родниковского благочиния собрались в Православном Просветительском Центре для того, чтобы по благословению правящего архиерея - Преосвященнейшего Илариона, епископа Кинешемского и Палехского, обсудить проект документа "О церковном браке" (смотреть под CUT)
Проект представил благочинный округа - протоиерей Андрей Ефанов. Многие положения проекта вызвали серьезное обсуждение, были предложены поправки. Особенно собравшиеся отметили важность катехизации перед совершением Таинства венчания.  Обсуждение было решено продолжить. 


 Проект документа "О церковном браке":
О церковном браке

Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла,брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5, 22-33).
Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве.Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов повоспитанию детей.
I. Подготовка к венчанию и его совершение
Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям. «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» - гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не имеет гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гоненийхристиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческой обрядности. Однако и в этот исторический периодони вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. «Они(то есть христиане) заключают брак, как и все»,– говорит христианский писатель II века (Послание к Диогнету, V). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела,совершались с благословения епископа: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам, II).
В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов. В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации, священник может самостоятельно принять таковое решение, с последующим докладом о том епархиальному архиерею.
Сожительство, не освященное Церковью и при этом также не получившее регистрацию в установленном государственным законом порядке, не признается Церковью в качестве брака[1].
Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых внедопустимых степенях родства).
Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано:«По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»[2].
Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.
Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в этих таинствах не могут быть допущены люди, желающие принять их по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение венчания до времени осознания человеком подлинного смысла таинства Брака.[3]
Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:
а)состоящих в иномнепрекратившемся гражданском или церковном браке;
б)на основании 54-го правила Трулльского Собора и церковного законодательства Русской Православной Церкви (указа Святейшего Правительствующего Синода от 19 января 1810 года) — находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии во всех степенях[4], а по боковой линии до седьмой степени включительно; браки в пятой, шестой и седьмой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея[5];
в)на основании тогоже правила и синодального установления — находящихся между собой в свойстве[6] от двух родов до четвертой степени включительно или свойстве от трех родов в первой степени[7];
г)состоящих в духовном родстве: восприемника и им воспринятую во Святом Крещении, восприемницу и ею воспринятого; восприемника и мать, а также восприемницу и отца воспринятого или воспринятой[8];
д)ранее состоявших в трех браках; учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
е)состоящих в духовном сане (начиная с посвященных в иподиаконский чин) и монашестве;
ж)непринадлежащих к христианству[9];
з)недостигших минимального возрастного ценза согласно действующему гражданскому законодательству;
и)достигших максимального возрастного ценза согласно правилам святого Василия Великого – 60 лет для женщин (правило 24) и 70 лет для мужчин (правило 88); из этого ограничения исключаются состоявшиеся семейные пары, прожившие совместную жизнь и по той или иной причине – к примеру в связи с обретением веры – решившие приступить к таинству Венчания лишь в преклонных годах;
к)признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством.
Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.
В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.
Освящение брака, совершенное —по ошибке или злоумышленно —при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см.пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.
Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака,причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов»[10].
В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освященоцерковным таинством Брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака, а также то, что для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема.
При благословении супругов, много лет проживших вместе и не венчанных в Церкви, следует использовать «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих»[11].

II. Брак с инославными и иноверными
Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.
Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»[12].
В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»(1 Кор 7, 12-14).
Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церквиуказано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»[13].

III. Прекращение брака
Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).
В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз также разрушительно,как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.
В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:
а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяниеодного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
д) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
е) заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
ж) безвестное отсутствиеодного из супругов, если оно продолжается не менее трех летпри наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми,и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим;
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезньодного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.
При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотретьвопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.
Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.
По исследовании вопроса епархиальный архиерей[14]выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.
Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.

ПРИЛОЖЕНИЕ
О кровном родстве и свойстве
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:
· во второй степени —братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
· в третьей степени — дяди и тети с племянниками и племянницами;
· в четвертой степени —
- двоюродные братья и сестры между собой;
- двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянницами и племянницами (то есть с внуками или внучками своих братьев или сестер).

В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят(в этом и в следующих перечняхприводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях):
· в пятой степени —
- данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
- данное лицо с правнуками и правнучками своих братьев или сестер;
· в шестой степени —
- троюродные братья и сестры между собой;
- данное лицо с внуками и внучками своих двоюродныхбратьев или сестер;
- данное лицо с праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер;
· в седьмой степени —
- данное лицос детьми своих троюродных братьев или сестер;
- данное лицо с правнуками и правнучками своих двоюродных братьев или сестер;
- данное лицо с прапраправнуками и прапраправнучками своих братьев или сестер.

В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:
· в первой степени —супруг и родители другого супруга;
· во второй степени —
- супруг и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
- родители мужа и родители жены между собой;
· в третьей степени —
- супруг и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга;
- родители одного супруга и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
· в четвертой степени —
- супруг и прапрадеды, прапрабабушки, двоюродные дедушки и бабушки, двоюродные братья и сестры, внучатые племянники и племянницы другого супруга;
- родители одного супруга и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга.

В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:
· в первой степени — отчим и мачеха с пасынками и падчерицами;
· во второй степени —
- данное лицо с пасынками и падчерицами сына или дочери;
- сводные братья и сестры;
· в третьей степени —
- данное лицо с пасынками и падчерицами внуков или внучек;
- данное лицо с детьми своих сводных братьев и сестер;
· в четвертой степени —
- данное лицо с пасынками и падчерицами правнуков или правнучек;
- данное лицо с внуками своих сводных братьев и сестер;
- дети сводных братьев и сестер между собой.
В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:
· отчим и жена его пасынка; мачеха и муж ее падчерицы;
· муж и свекровь его жены от другого её брака; жена и тесть её мужа от другого его брака.


[1] «Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви» (Об участии верных в Евхаристии, V).
[2] См. документ«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 2.
[3] Срав. документ«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 1.
[4] В кровном родстве по прямой линии состоят родители и их дети, дедушки и бабушки с внуками.
[5] Пояснения относительно степеней кровного родства в боковой линии см. в приложении к настоящему документу.
[6] Отношения свойства возникают из брачного союза представителей двух родов: между супругом и родственниками другого супруга и между родственниками супругов.
[7] Пояснения относительно степеней свойства см. в приложении к настоящему документу.
[8]Укaзом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей.
[9] См. также раздел III настоящего документа.
[10] Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п.10.
[11] Чин утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 29).
[12]Основы социальной концепции, Х.2.
[13]Основы социальной концепции, Х.2.
[14] «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви, глава XV, 19 (г)).