Всех православных христиан поздравляем с днем празднования Божией Матери в честь иконы Ее, именуемой "Казанская"
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской
глас 4:
Заступнице
усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа
Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров
прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в
напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/
предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/
пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих
на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси,
Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами
торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем
явление милости Божией Матери православной державе
Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего
дорогого Отечества в 1612 году от нашествия
иноплеменников. Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали
особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о
роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной
молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны
считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее,
но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено
особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где
бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю
не излила столько Своей благодати и милости, сколько на
Землю Русскую. Практически во всяком русском городе
непременно есть источник благодати Богоматери – Ее
чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям
небесный залог Своей любви и послужить Утешением для
страждущего человечества. Народ наш любил называть
Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному
покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла
тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому
просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно
избавление нашей земли милостью Божией Матери от
владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда
царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем
Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели
к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться
поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней –
до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и
остаться под властью ига польского, русские люди встали на
защиту своего Отчества, возложив при том упование на
Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей
мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с
собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и
предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был
объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и
горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о
даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала
молитву их и Своим предстательством испросила у
Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на
врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении
томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу
Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что
Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских
Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день
низложит захватчиков и первопрестольный град российский
возвратит в руки русских людей. Ободренные этим известием
воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без
особого труда взяли Москву и освободили Отечество от
иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были
избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред
Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане
столицы в следующий же воскресный день совершили молебное
пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское
государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли
они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля
встретил их святитель Арсений с другой святыней –
сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом
Богоматери. А чтобы память спасительного заступления
Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от
времени, вскоре единодушно положено было совершать
ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий
день, 22 октября.
Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной
спасения страны от погибели явилась твердая православная
вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже
не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества
возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери
пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была
услышана.
Кроме того с самых древних времен народ русский отличался
простой, благоговейной верой и искренней, сердечной
любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в
любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной
к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому,
кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и
любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к
Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на
Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И
отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее
изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует
Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с
любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.
К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи
Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем
милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо
осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере.
Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас. Кто,
как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь
явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от
начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного,
непосредственного руководства Божия. Но в то же время как
много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий,
за свое многократное отступление от истинного Бога, за
свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того
требует правосудие и величие Божие: Господь не может
оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего
достоинство Его святого Закона. «Уйдем
отсюда»,– раздалось в самом Святилище
иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на
месте святом и останется там, по слову Господню, до конца
века – после того, как народ еврейский не уверовал в
Единородного Сына Божия.
Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь
за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и
возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе
путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем
дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом
Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу
землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его
ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша
Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней
союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и
упованием. Помышляя, что православные христиане составляют
достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее,
не будем забывать вместе с тем и того, что истинное
свойство православных христиан в том собственно и состоит,
чтобы во всем последовать Христу как единственному
Законодателю и бесконечно любить Его как единственного
нашего Спасителя. Надо крепко держаться того пути, которым
шли наши православные предки, который указал нам Иисус
Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь
Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы
должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого
пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша
Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами
Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его
Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее,
не может быть в союзе с велиаром. Помолимся же сегодня
Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на
спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о
нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой
и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда
Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но
присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла.
Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с
умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная
рода христианского!
Проповеди. Архимандрит Кирилл (Павлов). Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 г. — C. 80-83