среда, 15 мая 2013 г.

Новая публикация в "Правмире"

Ежедневное интернет-СМИ "Православие и мир" опубликовало рассказ благочинного округа протоиерея Андрея Ефанова "Радоница  – день уставших ног и большого веселья".

Радоница для священника – день уставших ног и большого веселья. Когда еще приходится стольких почивших поздравить с Пасхой?
Уже не первый год для меня существует проблема: как успеть за один день посетить несколько кладбищ? Ведь кладбищ всегда больше, чем священников. А еще меня всегда просит помочь один сосед-игумен. Он инвалид, ходит на костыле, ему по могилам нет сил ходить. Отказать нельзя, но ведь и свои кладбища ждут.
Первоначальный план, конечно, рушится с самого начала, так как на кладбище у игумена Вонифатия к назначенному времени ничего не готово. Начинаем общую панихиду с запозданием на десять минут, народ, вообще, подходит ближе к концу. Это и понятно: главный интерес представляет не панихида, а краткие литии на могилах.
И тут возникает проблема: сначала народ спорит, с какой же стороны начать обходить кладбище, посолонь или против солнца. Нет, поклонников старообрядчества в наших краях нет, но каждому хочется поскорее отслужить на могилах своих родственников. Спор не затягивается, идем против солнца, обходим кладбище быстро, примерно за час, потом нас с певчей Надеждой находят те, кто пришел позднее и зовут на свои могилы (да не удивляет читателя священнический технический сленг, но с годами понимаешь, что проще сказать: «пригласили на свою могилу», чем «пригласили на могилу к своим родственникам». Впрочем, чаще всего, это же место станет последним упокоением и для еще живых родственников, так что ошибки никакой в этом нет).
Время идет, но, заранее зная, что так все и будет, я назначил панихиду на следующем кладбище позднее. Однако тут меня ждет сюрприз. Оказывается, что отец игумен попросил меня через своих певчих послужить еще на одном кладбище его прихода (мог бы, конечно, и позвонить, наверное боялся отказа). Езды туда двадцать минут, а времени у меня остается меньше часа. Но ведь там ждут люди, их не оставишь без хотя бы общей молитвы, ведь посещать каждую могилу времени точно не хватит. Едем срочно на новое место.
Если кто-то думает, что священник превышает скорость от лихачества, то он глубоко ошибается. Просто всегда бывают вот такие форс-мажоры, когда и одних людей не заставишь ждать, и другим не откажешь.
Как решить проблему посещения каждой могилы при отсутствии на это времени? Есть у меня один способ. Пока читается 90 псалом, поются стихиры, Со святыми упокой, заупокойные тропари, можно успеть пройти с каждением средних размеров кладбище. Получается, что и общая панихида совершена, и к каждой могиле священник подошел. Так мне удалось вместить еще одно кладбище вне жесткого графика. Хотя, конечно, без проблем не обошлось.
Уже на выходе меня остановила одна женщина, прося сходить на могилу ее мужа. Соглашаться нельзя, иначе сразу же тебя обступят все присутствующие на кладбище, которым компромисс со служением панихиды и каждением всего кладбища устраивает только в случае, когда никому не оказано предпочтение. Женщина обижается, бросает со слезами: «ну и не ходите!» Хочется уступить, но ведь на следующем кладбище ждут люди. Приходится уезжать.
Снова спешка, езда на пределе допустимого возможного (нужное подчеркнуть). Следующее кладбище, здесь горестно видеть родственников самоубийц, которые знают, что на могиле их, покончивших с собой, родственников служить не будут, просят молиться на могилах тех из почивших, о ком можно отслужить литию, но в глазах искорка надежды: а вдруг на этот раз священник пожалеет, пренебрежет правилами? Жалеешь, объясняешь, что они сами могут молиться о самоубийце, что и я частным образом помолюсь об их родственниках, но литию служить не могу. Утешение слабое.
Затем совсем уж заброшенное кладбище. Правда, село тоже практически вымерло, но к Радонице бывшие жители приезжают из городов, приводят в порядок могилки своих близких. Они выглядят маленькими культурными островками среди зарослей малины и покосившихся памятников и крестов. Грустная картина вымирающей Руси. Радует лишь то, что, многим почившим, да и живым, удалось в этот день услышать из уст священника пасхальное приветствие. С каждым годом этого будет все меньше: пожилые священники уходят в мир иной и замены им пока что не предвидится. Мало в наше время желающих служить в селах, а городским священникам хватает трудов на своих, стремительно растущих пристанищах временного упокоения.
В таком вот бешеном ритме пролетает день. По дороге звонят из епархии, сообщают, что владыка служил в Пафнутьев-Боровском монастыре, надо выставить информацию на сайт. Ну и, конечно, написать вот эту заметку.