В выпуске №65 (171) от 29 марта 2013 года газеты "Православие и мир" опубликована статья благочинного родниковского округа протоиерея Андрея Ефанова "К ВЫСОТАМ!" о значении для Православия личности святителя Григория Паламы.
Протоиерей
Андрей Ефанов
Этими словами великий святитель
Григорий Палама резюмировал подвиг всей своей жизни. С детства и до самой своей
честной кончины святитель стремился к высшему, к совершенству духа. Родившись в
высокородной семье и рано потеряв родителя, Григорий воспитывался при
императоре, получив лучшее по тем временам образование.
Блестящая карьера была открыта
перед юношей, однако он избирает путь духовного совершенства и удаляется на
святую гору Афон, где, будучи простым монахом, все силы своей души, весь свой
незаурядный ум отдает на постижение непостижимого. И преуспевает в этом – под
руководством преподобного Никодима Григорий становится ревностным подвижником,
подвизаясь в непрестанной молитве.
Но светильник не ставят под
спудом, поэтому жизнь будущего святителя не проходит незамеченной окружающими. Господь
призывает Григория сначала к священническому служению, а затем и к игуменству.
Однако, даже став душепопечителем, подвижник не оставляет непрестанную молитву,
стремится, прежде всего, в себе самом стяжать Божественную благодать. Не может
иссохший источник напоить путников живительной влагой, поэтому и Григорий прежде
всего заботится о своем духовном делании. Обретя же благодатные дары Духа
Святаго, будущий святитель щедро делится с окружающими приобретенным сокровищем.
Смутные годы пришлись на время жизни Григория. Сначала он был вынужден
переселиться в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем он подвизался
в скиту Глоссия. В 1325 году по причине турецких гонений подвижник переселяется
в Фессалоники, где и принимает священнический сан. Только лишь в 1331 году
Григорий возвращается на милую его сердцу Святую Гору. В безмятежии и
богосозерцании стремится Григорий провести свою жизнь. Но ересь Варлаама на 6
долгих лет занимает подвижника. В этом споре с еретиком Григорий выходит победителем.
Но для Григория это лишь начало борьбы с ересью. Григорий Акиндин и Никифор
Григора продолжили нечестивое дело Варлаама, и святитель Григорий продолжил
борьбу за чистоту Православия. Даже будучи рукоположенным в епископский сан, он
не оставляет свои богословские труды, напротив, еще более вооружается против
ереси. В своих книгах святитель пишет о возможности опытного богопознания, о
нетварном Фаворском свете, о том, как Бог являет Себя в человеке.
Враг всего доброго, человекоубийца
искони, творит козни против святителя. Гонения, тюремное заключение, даже
турецкое пленение приходится пережить святителю Григорию. Но это не угашает
духа подвижника, даже плен он использует для обширной проповеди в среде иноверцев.
И лишь на закате жизни святитель возвращается на свою кафедру. Здесь, в
окружении единомышленников, скончался святитель Григорий шестидесяти с небольшим
лет отроду.
Недолгую даже по человеческим
меркам жизнь прожил святитель Григорий. И уж с точки зрения всей человеческой
истории, это совсем мгновение. Однако значение личности святителя для
Православия невозможно переоценить. Скорее приходится говорить о том, что
духовное наследие святителя, до сих пор не потерявшее актуальности, еще не всецело
осмыслено христианами.
Вторая Неделя Великого поста
посвящена святителю Григорию Паламе. В дни, когда все христиане проводят свою
жизнь в подвигах воздержания и молитвы, вспомним наставление святителя: «Какова
же заповедь Божия, ныне предложенная нам? – Покаяние, главный смысл которого
заключается в том, чтобы не прикасаться уже более к запрещенному. Ведь мы были
изгнаны из места божественной неги, Рай Божий был справедливо закрыт для нас,
ниспали мы в эту гиблую бездну и осуждены были жить вместе с бессловесными
животными и общаться с ними, лишившись надежды быть призванными обратно в
Рай...
До вочеловечивания Слова Божия
Царство Небесное было столь же далеко от нас, сколь далеко отстоит небо от земли. Но когда Царь Небесный
поселился среди нас и соблаговолил соединиться с нами, тогда Царство Небесное
приблизилось ко всем нам. Поскольку же теперь Царство Небесное приблизилось к
нам, не будем же удаляться от него, живя без покаяния. Особенно же будем
избегать жалкой участи сидящих «во тьме и сени смертной».
Стяжаем дела покаяния: смиренномудрие, умиление, духовное
сокрушение, кроткое сердце, преисполненное милости, любящее правду, домогающееся чистоты, миролюбивое и умиротворяющее,
терпеливое, радующееся гонениям, наказаниям, поношениям, клеветам и страданиям
за истину и правду. Ведь Царство Небесное, или, скорее, Царь Небесный (о, неизреченная
щедрость!), «внутрь» нас «есть». К Нему через дела покаяния и терпения мы должны
всегда прилепляться, любя, насколько это возможно, Того, Кто нас так возлюбил».