10 февраля на богослужениях в храмах благочиния было оглашено Послание
Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и мирянам Русской
Православной Церкви
Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры — верные чада Русской
Православной Церкви!
Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа
Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами
апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и
Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за
вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг
ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1:2).
Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей
церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда
должно быть подчинено этой цели. Наши миссионерские, образовательные,
благотворительные и иные труды следует в конечном итоге направлять на спасение
каждой человеческой души. Призыв Спасителя: «Идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я
повелел вам» (Мф. 28:19-20), — остается самым насущным и в наше время.
Памятуя об этом, члены Архиерейского Собора обсудили многие вопросы церковной и
общественной жизни, приняв Соборные определения и иные документы, обращенные
ныне к Полноте нашей Церкви.
Заботясь о благоустроении церковной жизни, члены Собора определили на
будущее процедуру избрания Патриарха на Поместном Соборе, уточнили полномочия
Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили совершенное Священным Синодом
создание митрополий и новых епархий. Они также предложили решения важных задач,
стоящих перед обществом.
В частности, Освященный Собор выразил позицию Церкви в связи с развитием
технологий учета и обработки персональных данных. Стоя на страже человеческой
свободы, Церковь призывает государство не принуждать людей к принятию тех
технологий, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и
следовать ей в делах личных и общественных. Согласие христиан с различными
законодательными, политическими или идеологическими актами также зависит от их
совместимости с христианским образом жизни.
Постоянной заботой Церкви остается попечение об укреплении семьи, о защите
от недолжного вмешательства в ее жизнь, о поддержании крепких связей между
детьми и родителями, о безопасности детей, в том числе перед лицом насилия,
жестокости, разврата. В связи с этим кругом вопросов Архиерейский Собор вынес
суждение о проводимой ныне во многих странах реформе семейного права и о
проблемах ювенальной юстиции.
Церковь серьезно обеспокоена нынешним состоянием природы. Истощение
ресурсов и загрязнение окружающей среды остро ставит вопрос о сохранении
многообразия жизни, о рачительном использовании даров природы. Члены Собора
выразили позицию Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии,
напомнив обществу об ответственности за сохранность Божиего творения.
Пастыри и паства Русской Православной Церкви призываются внимательно
изучить принятые Архиерейским Собором документы, в большинстве своем
подготовленные в ходе трехлетних дискуссий, проведенных Межсоборным
присутствием с участием сотен архиереев, клириков, монашествующих и мирян.
Господь и Бог наш Иисус Христос предупредил Своих учеников: «Если
бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас
от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). С апостольских времен
исторический путь Церкви был связан с исповедничеством, которое заключалось в
нелицемерном свидетельстве истины. Брань, воздвигаемая против христиан духом
мира сего (1 Кор. 2:12), на протяжении всей истории Церкви имела целью
разными способами отвратить человека от своего Создателя и Спасителя. Эта брань
состояла не только в попытках соблазнить людей на грех, но и в гонениях,
воздвигаемых против последователей Христовых. Но горнило лишений и страданий
только укрепляло веру и закаляло сердца верных чад Церкви. Примером терпения в
скорбях является преподобный Далмат Исетский, канонизованный в 2004 году в лике
местночтимых сибирских святых. Его общецерковное почитание было установлено
нынешним Собором. Преподобный Далмат неоднократно был свидетелем разрушения
созданного им монастыря, но всякий раз воссоздавал его, строго защищая свою
веру и церковные правила и сохраняя при этом глубокое смирение перед ближними.
События прошлого года явственно показали, что Православие возрождается как
основа народного самосознания, объединяющая все здоровые силы общества — те
силы, что стремятся к преобразованию жизни на основе прочного фундамента,
духовно-нравственных ценностей, вошедших в плоть и кровь наших народов. Именно
поэтому людьми недоброй воли Церковь была избрана объектом борьбы, в которой
используются ложь, клевета, кощунство, погромы храмов, осквернение святынь.
Освященный Собор напоминает, что ответом на подобные действия должны быть
молитва, проповедь и утверждение Божией правды, мирное гражданское действие
православных христиан, умножение дел любви и милосердия. Мы должны оставатьсясветом
миру и солью земли, чтобы люди, видя наше «чистое, богобоязненное
житие», даже «без слов приобретаемы были»для Христа (1 Пет.
3:1-2). Отстаивая веру, нужно всегда помнить слова Христа Спасителя: «По
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.
13:35).
Осуществляя церковное служение, работая на ниве Христовой, мы призваны не
на словах, а на деле укреплять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), соборно,
все вместе: архипастыри, клир, монашествующие и миряне. Главное при этом —
стремиться поверять жизнь Евангелием. Это единственный путь к преображению
любого человека и всего общества.
Господь наш Иисус Христос, Начальник жизни вечной, да укрепит и умудрит
всех нас в предстоящих трудах.