суббота, 16 июня 2012 г.

Слово архимандрита Илариона (Кайгородцева) при наречении во епископа Кинешемского и Палехского

15 июня 2012 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Илариона (Кайгородцева), клирика Иваново-Вознесенской епархии, во епископа Кинешемского и Палехского. При наречении архимандрит Иларион обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Достойные преемники апостолов Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир спасти грешников, из которых я первый!

Вы собрались в этот день, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем, чтобы возвысить меня до участия в вашем собрании. Мне неловко и стыдно что-то говорить в вашем кругу, кругу святителей Христовых, богомудрых хранителей веры Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, через которых на земле является воля Божия. Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я в ваше собрание для наречения во епископа Кинешемского и Палехского.

Величие епископского служения устрашает меня, потому что «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48), но при этом утешают слова Господа, которые Он сказал перед Своим Вознесением апостолам, а значит, и их преемникам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). По немощи человеческой испытываю страх перед предстоящим служением, но и открыто исповедую надежду и упование на благодать Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Стадо идет вслед своего пастыря, куда он поведет его», потому должно тщательно стремиться, «да слово Христово вселяется в нас обильно, со всякою премудростью» (Кол. 3:16), достигая того двумя способами — «презрением похвал» и «силою слова». И сам ныне взываю от всего сердца: «Даруй мне, Господи, веру непостыдну, надежду известну, любовь нелицемерну».

С юности я шел путем Христовым, призываемый гласом Божиим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Мои первые шаги в Церкви начинались с низших степеней служения. Так мною были постигнуты в деталях алтарные труды на далеком приходе, а впоследствии и различные монастырские послушания в обители.

В Ивановской епархии шло мое становление. На протяжении девятнадцати лет постепенно возрастая в меру возраста, я принял монашеский постриг, диаконское и пресвитерское достоинство от мудрого архипастыря — архиепископа Амвросия (Щурова). Он личным примером сформировал во мне образ «пастыря доброго», сам всегда полагая всю свою душу и все свое время на окормление вверенной ему паствы.

Вы, Ваше Святейшество, часто вспоминаете слова Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), и призываете пастырей подъять и усугубить труды на ниве Христовой.

Ваше Святейшество! Пример жертвенного служения Первосвятителя Церкви Русской вдохновляет пастырей и всевает ревность о спасении вручаемого Христом словесного стада.

Благодарю Господа, что на моем жизненном пути я встретил истинных пастырей, общение с которыми обогатили меня драгоценным духовным опытом.

Благодарю всемерно епископа Иваново-Вознесенского Иосифа, мудрого архипастыря, в котором обрел я назидательнейший пример рассудительности и пастырской ответственности, сподобившего меня, по милости Божией, потрудиться над восстановлением древней монашеской обители, Золотниковской пустыни, в которой вновь смогла затеплиться лампада, зазвучать молитва иноков и совершаться Бескровная Жертва.

Благодарю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрита Никона (Фомина), наместника Николо-Шартомского мужского монастыря с братией обители, протоиерея Валериана Кречетова, духовника Московской епархии, поддерживающих и утешающих меня в трудных обстоятельствах жизни.

Невольно восходя мысленно чуть более, чем на три столетия назад, представляю, как из Золотниковской пустыни был призван на святительское служение святитель Митрофан Воронежский. К святителю Митрофану в эту минуту обращаюсь я, ища и его святой помощи в моем укреплении, при низведении на меня дара епископской благодати.

В день моей грядущей Пятидесятницы я склоню перед престолом Божиим свою голову, и Вы, Ваше Святейшество, богомудрые архипастыри, возложением Святого Евангелия и Вашими святительскими молитвами низведете на меня дар епископской благодати, которая уврачует немощи моей души, восполнит скудость моего ума и сердца для совершения нового служения, к которому призывает меня Святая Церковь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Служба коммуникации Иваново-Вознесенской епархии